Малая Страна – это без преувеличения жемчужина
барокко. Подобно тому, как собор св. св. Микулаша является предметом
гордости Малой Страны, так она сама является гордостью Праги. Несмотря
на то, что на Малой Стране преобладает барокко, история ее гораздо
древнее...
Малая Страна, раньше называвшаяся Малым Местом пражским, возникла в
1257 году, при Пржемысле Отакаре II, в результате объединения нескольких
поселений,
находившихся под Градом, в единое административное целое.Основанный город получил от короля многочисленные привилегии и право называться королевским городом. Жителями города были преимущественно немцы, главным образом ремесленники самых различных профессий, приглашенные сюда королем. Несмотря на то, что город был королевским, король не владел им целиком. Так например, земельные участки принадлежали пражскому епископу, монастырям св. Фомы и страговскому,мальтийским рыцарям и гражданам Старого Места. В средние века Малое Место пражское (с 17-го века стало называться Малая Страна) было красивым и богатым городом.
Центром города был рынок, сейчас Малостранская площадь, который с
самого начала делился на верхнюю и нижнюю часть. Границей была церковь
св. Микулаша, предшественница современного собора, посвященная тому же
святому.
Как во всей Праге, так и на Малой Стране видны следы строительной
деятельности Карла IV. От укреплений, построенных при нем, осталась
почти целой опоковая часть, получившая название «Голодная стена». Однако
прекрасный Карлов город не долго гордился своей славой. Он сильно
пострадал от последовавших вскоре волнений и опустошительных войн.
Пожар, охвативший Малую Страну в 1541 году, завершил разруху. Тогда
Малая Страна была почти полностью уничтожена. Экспансивный стиль
барокко, вторгшийся в Прагу, нашел на Малой Стране плодородную почву и
пустил здесь глубокие корни.
К самым обширным и незабываемым барочным постройкам на Малой Стране
относится дворец Альбрехта Вальдштейна (Валленштейна). Этот
генералиссмус императорских войск не скрывал своего стремления построить
дворец, который по размеру и богатству превзошел бы королевскую
резиденцию. Не задумываясь, он приказал снести 26 домов и старые ворота и
на освободившемся месте построил в 1623-1630 годах обширный дворцовый
комплекс с пятью дворами и садом. Сад, разбитый в стиле французского
парка: с подстриженными изгородями из кустов, с неожиданно
открывающимися видами на мелкие скульптуры или небольшие фонтаны, с
лоджией и целым рядом замечательных статуй, является прекрасным образцом
садовой архитектуры барокко.
К наиболее многочисленным и наиболее интересным постройкам Малой
Страны относятся церкви. Первой была перестроена в стиле барокко бывшая
лютеранская церковь Святой Троицы. Эту церковь получил в качестве дара
от правителя орден кармелитов за героизм, проявленный их генералом в
битве на Белой горе. Церковь получила название Девы Марии Победоносной, а
новый фасад ее с барочным порталом стал своего рода образцом, по
которому создавались и другие барочные порталы. Церковь прославилась
также благодаря известной восковой фигурке Иисуса-младенца (Prazske
Jezulatko). Фигурка была создана испанским мастером в 16 веке, а
кармелиты получили ее в подарок от дочери испанской дамы Поликсены,
вышедшей замуж за Братислава из Пернштейна.
Самой прекрасной церковной постройкой Малой Страны является собор св.
Микулаша на Малостранской площади. Это по большей части произведение
отца и сына – Кристофа и Килиана Динценгофер. Прекрасная плафонная
фреска в главном нефе представляет апофеоз св. Микулаша, защитника
детей, моряков и путников. Фреска в куполе изображает апофеоз Святой
Троицы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий