Карлов мост (Karlův most) является единственным в
своем роде произведением средневекового зодчества. Каменный мост,
первоначально называвшийся Пражский, получил современное название в
честь своего основателя только в 1870 году. Карл IV собственноручно
заложил первый камень 9 июля 1357 года. Длина моста равна 520 м, а
ширина составляет 9,5 м, опирается он на 16 мощных арок, облицованных
тесаными квадратами из песчаника.
Карлов мост был не первым мостом через Влтаву. Уже до него правый и левый берега реки соединял тоже каменный мост, называвшийся Юдифин (Juditin most)
(дата постройки около 1170 года), который был уничтожен во время
наводнения 1342г., после чего восстановлен не был. Юдифиным мостом
пользовались еще в начале периода правления Карла IV, но уже тогда он не
отвечал возраставшим требованиям торгового, общественного и
строительного подъема. Поэтому император решил построить новый,
масштабно задуманный мост, строительство которого было поручено Петру Парлержу и продолжалось
с 1357 года до начала XV века. Мастерская Петра Парлержа занималась так
же постройкой входной мостовой башни на староместском берегу. Дата
окончания строительства её около 1380 года...
Староместская мостовая башня (Staroměstská mostecká věž)
считается одной из красивых средневековых построек такого типа в
Европе. Она украшена фигурными пластиками высокого художественного
уровня. Над воротами расположены гербы земель империи Карла IV, мотивы
зимородка – символ Вацлава IV (сына Карла IV и его наследника); на втором этаже находятся скульптуры, изображающие покровителя моста св. Вита, Карла IV и Вацлава IV; на самом верху расположены скульптуры покровителей земли чешской - св. Войтеха и св. Сигизмунда. Западный фасад башни, обращенный к Граду,
был тоже богато украшен скульптурами, уничтоженными в 1648 году, когда
Прагу осаждали шведы. Заслуживают внимания сетчатые своды в проезде
башни. Такие своды, но более усовершенствованные, использовал Петр
Парлерж в соборе св. Вита.
Малостранские мостовые башни (Malostranská mostecká věž) различны
по возрасту. Более низкая и более мощная – первоначально романская,
перестроена после 1591 года в ренессансном стиле. Более высокая башня
была основана позднее, в период правления короля Йиржи Подебрада
(1464 г.), и должна была походить на образец, построенный Петром
Парлержем на противоположном конце моста. Ворота между башнями были
построены при короле Вацлаве IV.
Первоначально на готическом мосту не было скульптур. Единственным
его украшением были мостовые башни. Только период барокко увенчал мост
уникальной галереей скульптур, созданных лучшими мастерами того времени:
Матиашем Б. Брауном, Яном Брокофом и его сыновьями Михалом и Яном, а также Фердинандом Максимилианом.
Всего скульптур и скульптурных групп на мосту 30, и большинство из них
возникло в период с 1683 по 1714 годы. Интересны скульптурные группы: «Видение св. Луитгарды» (1710 г.), автор М. Браун, и турок, стерегущий находящихся в плену христиан (1714 г.), работа Брокофа. Самая древняя скульптурная группа – «Св. Крест», датируемая 1657 годом.
Мост имел и имеет большое стратегическое значение. Он всегда был важным связующим звеном между Градом и Старым Местом. Через мост проходила «Королевская дорога», через мост в 1420 году прошли гуситы на Малую Страну, с моста в 1648 году шведы атаковали Прагу, а в 1848 году в воротах Староместской мостовой башни были построены баррикады.
Карлов мост (Karlův most)
Karlův most 110 00 Praha, Česká republika
Ехать трамваем 5, 17, 18, 53, 91 до остановки Karlovy lázně
Карлов мост называют визитной карточной столицы Чехии. Более того, он
самый известный не только в Праге, но и в мире. Из восемнадцати
пражских мостов он самый старый. В четырнадцатом веке первый камень в
него заложил Карл IV, король Чехии. Время закладки моста выбирали
королевские астрологи. Видимо, момент ими был выбран удачно, учитывая
всемирную известность Карлова моста.
Существует легенда, которая рассказывает о том, что по мосту проходил
Далай Лама. Это было не так давно, всего лишь тридцать лет назад. Он
сказал, что Карлов мост
– это центр Вселенной, что вокруг моста совершенно отсутствует
отрицательная энергия, и потому мост так притягивает к себе людей.
Длиной мост чуть более полкилометра и стоит он на шестнадцати опорах.
Входные ворота на мост построены в виде башен, а на перилах были
установлены тридцать скульптур святых. Объединяет мост два известных
пражских района – Малую страну и Старе Место. Перед въездом на него
стоит средневековая Староместская мостовая башня. Её считают в Европе
самой красивой. Внутри неё есть обзорная площадка, с которой можно
увидеть Градчаны, Малую страну, Пражский град, а также Влтаву и сам
мост.
А проходит Карлов мост через остров Кампа, один из самых красивых
островов города, и очень живописным местом. На него можно спуститься с
моста по ступенькам, которые были построены в готическом стиле. На
острове множество ресторанчиков и кафе, сувенирных лавок и отелей. Здесь
же расположились несколько посольств и Собор Девы Марии.
Заканчивается мост башнями, открывающими вход в Малу страну. Это
Малостранские мостовые башни, которые соединяются воротами в виде аркад,
украшенных чешскими символами.
Можно выбрать для отдыха Чёрное море, можно – пансионаты и дома отдыха Подмосковья.
А можно поехать в Прагу и обязательно погулять там по Карлову мосту.
Здесь играют музыканты и рисуют свои картины художники, здесь продают
сувениры, здесь проходит множество экскурсий – ведь галерея скульптур –
это практически музей. И посмотреть с моста на великолепный город –
столицу Чехии Прагу.
Подписывайтесь
на RSS или
на новости в нашей
группе Вконтакте (справа в меню).
Комментариев нет:
Отправить комментарий