Высший арбитражный суд разъяснил, что и кому должны выплачивать турагентства при отказе туристов от путевки.
Турагентства, то есть розничные продавцы туристических услуг, при отказе клиента от тура должны полностью возвращать всю уплаченную сумму, признал Высший арбитражный суд РФ (ВАС)...
При этом туроператоры, непосредственные организаторы поездок, вправе удерживать с агентов фактически понесенные расходы, пишет «Коммерсантъ».
Такое решение президиум ВАС вынес, рассмотрев спор между ООО «РЛП-Ярмарка» и ООО «Атернум». Это дело было заранее проанонсировано как «вопрос о балансе прав на рынке туристических услуг». Как следует из карточки дела, в январе 2010 года ООО «РЛП-Ярмарка» для своего гендиректора и его супруги заказало в турагентстве «Атернум» поездку в Карловы Вары за 451 тыс. рублей.
«Атернум» забронировал этот тур у оператора «Богемия Сервис». Заказчик полностью оплатил услугу, но затем отказался от поездки. Агентство вернуло клиенту только 391 тыс. рублей, сославшись на заключенный с компанией «Богемия Сервис» агентский договор. По нему с агентства при отказе от уже подтвержденного тура взимается неустойка 15%.
Кроме того, «Атернум» апеллировал и к договору, заключенному уже непосредственно с ООО «РЛП-Ярмарка»: при аннуляции тура заказчик обязан компенсировать все фактически понесенные расходы, в том числе и штрафные санкции, туроператору. «РЛП-Ярмарка» обратилась в арбитражный суд Москвы, который признал правоту истца. Апелляционная инстанция встала на сторону турагентства, а кассационная — вновь на сторону ООО «РЛП-Ярмарка». Президиум ВАС, рассматривая это прецедентное дело, также поддержал заказчика туристической услуги.
Арбитражный суд Москвы и рассматривавший кассационную жалобу Федеральный арбитражный суд Московского округа признали, что уплаченный агентством штраф туроператору не является фактическими расходами, понесенными в связи с оказанием услуг заказчику тура. У заказчика, напомнили суды, есть право отказаться от услуги, которое предусмотрено нормами ст. 782 Гражданского кодекса (ГК) и ст. 32 закона «О защите прав потребителей».
Упомянутая статья ГК подразумевает, что при отказе заказчика от договора возмездного оказания услуг возмещению исполнителю подлежат «те фактические расходы, которые понесены в целях исполнения договора до момента отказа от него». Но штраф туроператору был уплачен агентством уже после того, как клиент отказался от поездки, подчеркнули суды.
При этом туроператоры, непосредственные организаторы поездок, вправе удерживать с агентов фактически понесенные расходы, пишет «Коммерсантъ».
Такое решение президиум ВАС вынес, рассмотрев спор между ООО «РЛП-Ярмарка» и ООО «Атернум». Это дело было заранее проанонсировано как «вопрос о балансе прав на рынке туристических услуг». Как следует из карточки дела, в январе 2010 года ООО «РЛП-Ярмарка» для своего гендиректора и его супруги заказало в турагентстве «Атернум» поездку в Карловы Вары за 451 тыс. рублей.
«Атернум» забронировал этот тур у оператора «Богемия Сервис». Заказчик полностью оплатил услугу, но затем отказался от поездки. Агентство вернуло клиенту только 391 тыс. рублей, сославшись на заключенный с компанией «Богемия Сервис» агентский договор. По нему с агентства при отказе от уже подтвержденного тура взимается неустойка 15%.
Кроме того, «Атернум» апеллировал и к договору, заключенному уже непосредственно с ООО «РЛП-Ярмарка»: при аннуляции тура заказчик обязан компенсировать все фактически понесенные расходы, в том числе и штрафные санкции, туроператору. «РЛП-Ярмарка» обратилась в арбитражный суд Москвы, который признал правоту истца. Апелляционная инстанция встала на сторону турагентства, а кассационная — вновь на сторону ООО «РЛП-Ярмарка». Президиум ВАС, рассматривая это прецедентное дело, также поддержал заказчика туристической услуги.
Арбитражный суд Москвы и рассматривавший кассационную жалобу Федеральный арбитражный суд Московского округа признали, что уплаченный агентством штраф туроператору не является фактическими расходами, понесенными в связи с оказанием услуг заказчику тура. У заказчика, напомнили суды, есть право отказаться от услуги, которое предусмотрено нормами ст. 782 Гражданского кодекса (ГК) и ст. 32 закона «О защите прав потребителей».
Упомянутая статья ГК подразумевает, что при отказе заказчика от договора возмездного оказания услуг возмещению исполнителю подлежат «те фактические расходы, которые понесены в целях исполнения договора до момента отказа от него». Но штраф туроператору был уплачен агентством уже после того, как клиент отказался от поездки, подчеркнули суды.
Комментариев нет:
Отправить комментарий